Происхождение термина "барокко" неясно. Самая распространенная версия - термин "барокко" происходит от испанского слова "barruecco", которое означает жемчужину неправильной формы. Некоторые исследователи находят примеры популярного, народного, применения термина "barocco" в итальянской сатирической литературе XVI века в смысле "грубый", "фальшивый". На жаргоне французских художников слово "baroque" означало смягчать, растворять контур. Интересно, что все эти признаки свойственны стилю барокко. XVII век называют эпохой барокко. Патетика скульптурных и живописных композиций, множество украшений, переизбыток декора отвечали пышной барочной архитектуре. В произведениях барокко - бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв. Искусство барокко поражает зрителя своими динамическими эффектами. Особенно это видно в архитектуре, где мы наблюдаем необычную пространственную динамику, энергичную пластику масс, переизбыток форм. В барокко нет почти ни одной четкой горизонтальной линии. Все построено не на спокойных плоскостях, а на динамических углах, быстрых диагоналях, резких пересечениях. Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяженным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных, уравновешенных пропорций - многоголосием архитектурных объемов. Мы видим, как фасады изгибаются, как будто под напором стихийных внутренних сил, из толщи стен возникают колонны, писястры, карнизы, наличники, многочисленные украшения - волюты, гирлянды, медальоны. Здания барокко живописны, скульптурны. Фронтоны и аттики завершаются статуями, ниши заполняются скульптурами, стены украшаются рельефами. Бесчисленные декоративные элементы лишают формы строгой четкости, как бы растворяют их в окружающем пространстве. Мастера барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях внутризамкового убранства. В интерьере повсеместно получает распространение инкрустация драгоценными металлами - золотом, серебром. Активно используются медь, мрамор, кость, мозаика, которые можно увидеть на самых разнообразных предметах обстановки. Очень популярны зеркала, скульптура и живописные полотна, на которых изображаются полуобнаженные тела в сильном движении, в физическом усилии, напряжении борьбы. Востребованы также пейзажи - разнообразные природные мотивы, на фоне которых часто появляются сцены из крестьянской жизни. В отделке мебели применяются богатые ткани, бахрома, тканью драпируются также и стены, повсеместно используется лепнина. Мода на изогнутые линии переносится и в сферу изготовления мебели. Ножки приобретают затейливо изогнутые формы. Широкое распространение получают комоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур. Спинки кресел и диванов представляют собой волнистую линию. Диваны похожи на конструкции из собранных вместе кресел. Столы снабжаются достаточно мощной столешницей, зачастую круглой формы, декорированной цветным мрамором, мозаикой, пкрламутром. Кровать в эпоху барокко становится похожей на шатер с большим количеством занавесей, драпировок, бахромы. Драматизм бытия был для приверженцев барочного стиля естественной формой существования природы и человека. Поэтому стиль барокко - это стиль патетический.